Система охлаждения исправна – залог нормальной работы двигателя.

Система охлаждения исправна – залог нормальной работы двигателя.

Исправно функционирующая система охлаждения двигателя – это одно из условий нормальной работы двигателя (ДВС). Система охлаждения представляет собой цепь устройств, главной целью которых является охлаждение всех нагретых деталей двигателя внутреннего сгорания. Отвод лишнего тепла происходит благодаря циркуляции охлаждающей жидкости возле нагретых деталей и рассеяния этого тепла в окружающее пространство при прохождении жидкости по радиаторам.

ispravnaja-sistema-oxlazhdeniya-normalnaja-raboty-dvs-276x450Температура двигателя, наиболее благоприятная для нормальной работы, колеблется в пределах восьмидесяти — девяноста градусов Цельсия. Однако в камерах цилиндров, при сгорании воздушно-топливной смеси, температура не редко превышает две тысячи градусов Цельсия. Такие высокие температуры могут вызвать перегрев двигателя, а он в свою очередь, вызовет множество других, очень болезненных для автомобиля и для кошелька его хозяина, неисправностей, начиная от потери мощности, вследствие уменьшения зазоров между деталями и ухудшения заполнения цилиндров воздушно-топливной смесью, до заклинивания и поломки шатунов двигателя. Так же ряд поломок могут пополнить такие проблемы, как усиленный износ цилиндров, поршней, а так же детонация и самовоспламенение – не редкие гости при перегреве двигателя. Для того, что бы был наилучший тепловой режим и нужна охлаждающая система. Для отведения жара от раскаленных деталей, нагреваемых выхлопными газами, необходимо охлаждать детали. Охлаждение может происходить как при контакте с воздухом, отдавая тепло в атмосферу напрямую, без посредников, так и при охлаждении жидкостью, выделяющей тепло в окружающую среду через радиатор. Однако нельзя допускать и сильного переохлаждения. Если температура двигателя будет мала, это может вызвать загустение моторного масла. Густое масло будет хуже поступать в цилиндры, а это приводит к увеличенному расходу горючего, быстрому износу деталей, а так же к снижению мощности вашего автомобиля. Именно поэтому возникает необходимость поддержки оптимальных температурных колебаний двигателя в районе восьмидесяти — девяноста градусов Цельсия. С той же целью возникает необходимость прогревания «холодного» автомобиля перед поездкой.

Сделаем вывод: система охлаждения должна не только охлаждать двигатель при его нагревании, ведь это привело бы к появлению неблагоприятных условий работы двигателя. Роль охлаждающей системы состоит в том, что бы регулировать температуру двигателя в зависимости от его нагревания и соблюдать температурный интервал в пределах от восьмидесяти до девяноста градусов Цельсия.

Теперь рассмотрим типы систем охлаждения. Есть всего три типа охлаждения ДВС:

  • Охлаждение потоками воздуха – воздушная система;
  • Охлаждение жидкими растворами – жидкостная система;
  • Охлаждение с помощью обоих способов одновременно – гибридная система;

Так как воздушный тип охлаждения почти не пригоден для автомобилей, ибо он не в состоянии обеспечить постоянную температуру двигателя, рассматривать его мы не будем. Немного больше внимания уделяется жидкостному охлаждению. Этот тип охлаждения двигателя работает таким образом: жидкость, обтекая цилиндры двигателя, отнимает часть тепловой энергии, нагреваясь в процессе работы двигателя жидкость не успевает остывать самостоятельно и по этой простой причине этот, довольно-таки старый способ охлаждения двигателя, почти не встречается в наше время.

Гибридный тип охлаждения двигателя — это совокупность воздушной и жидкостной систем охлаждения. Температура двигателя при таком типе охлаждения наиболее постоянна и близка к необходимой. Охлаждающая жидкость отводит много тепла от цилиндров двигателя внутреннего сгорания, после чего поступает в радиатор, где и охлаждается потоками воздуха. Воздух, охлаждающий радиаторные решетки, если их несколько, подается от вентилятора принудительного охлаждения, либо от естественного встречного воздушного потока при движении автомобиля. Циркуляция охлаждающей жидкости была бы не возможна без жидкостного насоса, а распределение жидкости между большим и малым кругом циркуляции не осуществлялось бы без термостата. Так же неотъемлемой частью современных систем охлаждения являются такие элементы, как: датчик температуры, соединительные патрубки, головки блоков цилиндров и наконец сами кожухи охлаждения блоков цилиндров ДВС. Совокупность всех этих элементов и слаженность их функционирования обеспечивают надежное и наиболее рациональное охлаждение двигателя автомобиля. Поломка любого элемента системы охлаждения может привести к плачевным последствиям, вплоть до перегрева и заклинивания двигателя. Поэтому система охлаждения представляется одной из самых важных систем в автомобиле.